02 ноября 2017

От комнаты в бараке к школе будущего: как работает образовательный центр в Мичуринском

Образовательный центр в цифрах:

1100 учеников в школе
150 воспитанников в детском саду
3 га - общая площадь территории
20 тыс.кв.м - общая площадь центра
975 млн рублей - стоимость строительства

В сентябре в жилом квартале «Мичуринский» начал работу новый образовательный центр, построенный «Группой ЛСР». Его формат уникален для Екатеринбурга: под одной крышей находятся школа и детский сад. Главная особенность центра — в трансформации. Если нужно, часть мест с детского сада можно переформатировать в начальную школу — и наоборот. Строительство началось осенью 2015 года по инициативе «Группы ЛСР» и благодаря поддержке губернатора Свердловской области Евгения Куйвашева. Такие проекты призваны экономить земельные и финансовые ресурсы и проектируются в стране по поручению президента Владимира Путина.

Комплекс разделен на три больших блока, соединенных рекреациями и холлами. Это школа и детский сад, связующим звеном между которыми выступает общая зона — столовая, актовый зал и спортивные залы.

В новом учебном году в это здание со всеми учениками переехала школа № 25 имени В. Г. Феофанова, ранее располагавшаяся на ул. Феофанова, 10. Директор образовательного центра Наталия Мезенцева рассказывает, что сейчас все занятия проводятся только в Мичуринском — старое здание ждет капитального ремонта.

— «Мы учимся в одну смену, детский сад работает до 18 часов. Никаких сложностей с тем, что это и школа, и детский сад нет. Основная сложность связана с формированием нового коллектива — педагогического и детского. Мы набрали почти 500 детей, на 50% обновился педагогический состав. Сейчас у нас 1100 учеников плюс 150 детей детского сада, 50 педагогов», — говорит Наталия Мезенцева.

Мы находимся в блоке А — здесь располагается основная и старшая школа. В коридорах тихо — идут уроки. На первом этаже — пост охраны и гардеробные для учеников. Поднимаемся на второй этаж. У стены с привычными информационными досками — электронная стойка.

— Это наше ноу-хау. Таких интерактивных стоек в школе восемь. Они могут заменить любые информационные стенды (хотя и от них мы пока полностью не отказываемся). Стойки только смонтированы, и пока самым актуальным для нас было завести в них расписание. Ребенок, нажимая на свой класс, может узнать, какие у него уроки, а учитель — посмотреть свое расписание. Для родителей это тоже очень удобно, — поясняет Наталия Мезенцева.

Еще одна новинка — интерактивный пол в коридоре, всего в школе их установлено четыре. Это мультимедийная система, которая создает проекции и реагирует на движение. Полы тоже смонтированы недавно и пока служат для развлечения школьников во время перемен — можно, например, попинать ногами воображаемый снег.

Заглядываем в класс технологии для девочек. Здесь два кабинета — швейное дело с современными швейными машинами и манекенами, которым позавидовали бы молодые дизайнеры, и класс кулинарии — с настоящими плитами, миксерами, раковинами и посудой для сервировки.

Сегодня у пятиклассниц — теория приготовления бутербродов. Практика — на следующем занятии.

— Мы изучаем, как готовить открытые и закрытые бутерброды, канапе, как сервировать стол, правила этикета. Потом все, что делаем на уроках, готовим дома — мамы рады, — рассказывают школьницы. Раньше мы учились в старом здании, там все было по-старинному, а здесь все новое и современное.

— При работе с ножом продукт берем левой рукой, пальчики располагаем подальше от ножа, чтобы не пораниться. Лезвие ножа должно быть перпендикулярно доске, а его кончик — не открывается от поверхности доски, — продолжает урок учитель технологии Ксения Макарова.

Этажом выше над классом для девочек располагается кабинет технологии для мальчиков. Здесь тоже два направления — столярная мастерская и кабинет металлообработки. В столярной мастерской у пятиклассников — контрольная работа. Даже по вопросам заметно — теории и здесь уделяется много внимания. К примеру, нужно указать виды хвойных пород и описать способы деревообработки.

— Елена Соколова — представляет учителя директор. — Заметьте, единственная в городе женщина — учитель технологии мальчиков.

— У нас здесь специальные ученические станки для обработки дерева и металла. Ждем каникул, чтобы подключить станки из новой поставки — гравировальный и фрезерный. Они с программным обеспечением. Будем показывать детям, как, например, сделать на дереве лазерную гравировку, — Елена Соколова проводит нам экскурсию по своим кабинетам.

Мелочь, а приятно. Специальные шкафы для портфелей и рюкзаков.

В кабинете физики семиклассники изучают силу тяжести. «У нас под партами даже розетки есть — можно телефон зарядить!», — рассказывает самый бойкий ученик. Но и помимо розеток в кабинете есть, что посмотреть. Например, индивидуальные наборы для лабораторных работ.

— Что самое интересное в школе? — спрашиваю у юных физиков.

— Спортзал и столовая! — отвечают единодушно.

Туда и отправимся. Всего в образовательном центре четыре спортивных зала. Идем в самый большой из них — для основной и старшей школы. Помимо размера его отличительные черты — балкон со вторым светом, чтобы наблюдать за соревнованиями, и климат-контроль. Спортзал такой большой, что в нем с легкостью могу заниматься сразу несколько классов.

Помимо этого, в центре есть спортзал для начальной школы, зал лечебной физкультуры, где проходят занятия с детьми с ограниченными возможностями здоровья, и тренажерный зал, который работает как секция для всех желающих учеников. На улице еще есть футбольное поле с искусственным покрытием, беговые дорожки, зона для игровых видов спорта и воркаута.

В начальной школе первоклассники из школьной агитбригады по безопасности дорожного движения готовятся к проведению классного часа. С увлечением показывают, как правильно переходить дорогу и на какие знаки и сигналы светофора важно обратить внимание.

Кажется, что свои правила движения действуют во всем образовательном центре. Мы то спускаемся вниз, то поднимаемся наверх. Создается ощущение, что в этом лабиринте легко заблудиться. «Быстро привыкли ориентироваться в новом здании?», — спрашиваю у директора. «Да, хотя площадь нашего здания — почти 20 тыс. кв. метров. Представляете? Но я фактически все лето здесь была, потому ориентируюсь легко», — отвечает Наталия Евгеньевна.

Как рассказывают сами ученики, поначалу им тоже было сложно привыкнуть к новой школе и понять, где какие кабинеты расположены. Но сейчас не теряются, да и интерактивные стойки помогают.

А мы снова спускаемся вниз — в медицинское отделение образовательного центра. Здесь располагаются кабинеты школьного врача, психолога, логопеда, процедурный кабинет, а скоро заработает еще и стоматология.

В кабинете психолога идет занятие. Педагог Галина Васильева объясняет, что у детей с проблемами со здоровьем часто нарушается способность контролировать свое тело и соответственно возникают сложности с мыслительным процессом.

— В этом кабинете мы занимаемся в основном с детьми с тяжелыми нарушениями речи. У нас есть специальное оборудование — сейчас руками ребенок ловит «инопланетян», и мы проговариваем: «Я ловлю зеленого инопланетянина, я ловлю желтого инопланетянина». Происходит концентрация и снятие речевых зажимов, — поясняет психолог.

Кроме того, в кабинете есть компьютерные программы, которые помогают определить, какое полушарие является ведущим — правое или левое.

— Например, у детей творческих, которые неординарно мыслят, как правило, ведущее полушарие — правое. После выполнения определенных заданий компьютер фиксирует, какое полушарие является ведущим. Пока берем детей, которые требуют особого внимания, и после исследования даем рекомендации учителям, — отмечает Галина Васильева.

Звенит звонок, и ученики устремляются ко второму заветному месту в образовательном центре — в столовую.

Время работы столовой расписано буквально по минутам — в школе 39 классов, в детском саду 6 групп, а есть еще учителя, которым тоже нужно успеть пообедать. Одновременно столовая может принять до 500 человек.

— Самое главное, чтобы все эти потоки не пересекались — таковы требования санитарных норм и правил. У детского сада отдельный график — в то время, когда здесь нет ни учеников, ни учителей, приходят нянечки, грузят все на тележки и поднимают еду на все три этажа с помощью специальных лифтов, — говорит Наталия Мезенцева.

Выпечка, салаты, холодный и горячий цех — всем этим заведует Ольга Анатольевна. Она рассказывает, что столовая начинает работу в 6-30 утра, каждый день еда готовится примерно на тысячу человек. Одного только супа — 60 литров!

— Здесь очень много места и вкусно готовят, а в старой школе у нас была очень маленькая столовая, — вспоминают ребята за обедом.

А мы тем временем выходим из столовой и оказываемся на территории детского сада. Здесь свой пост охраны и отдельный вход с улицы.

— С каждой стороны на этаже — две зеркальные группы. На втором этаже — актовый зал для утренников, на третьем этаже — спортивный зал. Каждый этаж раскрашен в свой этаж. Спасибо «ЛСР» за такой проект и такой дизайн — он яркий, но сочетается с мягкими цветами. Детям очень нравится, — отмечает Наталия Мезенцева.

Детскому саду столько нано технологий, как школе, не требуется. Малыши на своих занятиях поют, танцуют, занимаются физкультурой, лепят и рисуют, знакомятся с окружающим миром.

Заведует детским садом Елена Бояршинова. Она рассказывает, что в адаптации детей к новому садику не было ничего необычного.

— Сначала мы четыре дня вели трехчасовое пребывание, пока настраивался пищеблок, потом все остались на полный день. Открывать этот садик мне было нисколько не сложно, а наоборот — интересно. Это мое дело, которым я живу. Единственное, мы планировали открыть его 10 октября, но работали день и ночь и смогли сделать это на месяц раньше, — говорит Елена Бояршинова.

Сейчас в садике 6 групп по 30 детей, работает 6 педагогов, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре и педагог-психолог. Однако даже не все маленькие жители Мичуринского смогли попасть в новый образовательный центр.

— Несмотря на то, что мы доукомплектовали все группы, все, кто хотел, к нам не попали. Запросов очень много. К нам ходят не только жители Мичуринского. Это и Медный, и Широкая Речка, и ул. Соболева. Если общеобразовательная школа сама принимает и зачисляет детей, то в детском саду эту очередь формируем не мы, а управление образования, в данном случае — Верх-Исетского района, — комментирует Наталия Мезенцева.

Завершаем свою экскурсию, возвращаясь в школу. На третьем этаже в одном крыле расположились библиотека, читальный зал и компьютерный класс.

Для нового образовательного центра закуплено 24,5 тыс. новых учебников, еще почти 15 тыс. книг переехали из старого здания на ул. Феофанова.

Татьяна Соломеина, учитель русского языка и литературы, работает в 25-й школе 46 лет. Заведует библиотекой и школьным музеем, посвященным истории Широкой Речки и родной школы. Он, кстати, носит статус культурно-этнографического.

Татьяна Евгеньевна рассказывает символичную историю. Говорит, что сам поселок был создан в конце 1920-х годов как поселение торфоразработчиков. Но рабочих рук не хватало, и в 1930-х годах на Широкую Речку хлынул поток раскулаченных переселенцев. Для них построили 14 бараков, а в 1931 году отгородили комнату в одном из них и открыли школу под номером 25. Две учительницы и 60 учеников занимались в две смены. Через год построили деревянную школу-семилетку на ул. Феофанова — семь классных комнат, учительская, физкультура в коридоре или на улице, печное отопление. В 1957 году появилось новое двухэтажное здание, в 1969 году к нему пристроили еще один корпус — места не хватало, приходилось заниматься в 2-3 смены. А в 2017 году для школы №25 началась совершенно новая история в Мичуринском.

Когда я сама училась в школе, нам любили задавать сочинения на тему «Школа будущего». Мы в красках расписывали все то, чего нам не хватало. Помнится, верхом фантазии был бассейн в центре школы. Но ни один из нас, конечно, тогда и представить себе не мог, какие технические и интерактивные новинки можно сосредоточить в одном здании. Можно сказать, что сегодня это будущее наступило — пока в отдельно взятом образовательном центре, где для детей собрано все лучшее, но такое направление имеет все шансы стать тенденцией. «Группа ЛСР» активно работает в этом направлении. Мы запроектировали еще два образовательных центра в Екатеринбурге — на этот раз в микрорайоне Академический, где строится жилой квартал «Меридиан». Один из них уже получил положительное заключение государственной экспертизы. Он будет еще более продуманным и современными. Да, и там будет собственный бассейн.

 

 

Следите за нашими новостями в социальных сетях:
Блок не найден.